22 мая в Центре стажировки и повышения квалификации адвокатов АГКА состоялся Круглый стол на тему: «Адвокатская тайна как гарантия права на защиту и квалифицированную юридическую помощь»».
Со вступительным словом выступили г-н Карчегенов Кенжегали Кадырович, Председатель Президиума АГКА, и г-н Ксавье Барре, Руководитель проекта «Платформа верховенства права ЕС – Центральная Азия».
Рабочая часть семинара состояла из двух сессий.
В ходе первой сессии «Адвокатская тайна: правила и практика применения» выступила г-жа Лоранс Киффе, член Совета Парижской коллегии адвокатов (Франция) с докладом на тему: «Французская практика применения права на адвокатскую тайну».
По словам г-жи Киффе до 1990 года во Франции сосуществовали две юридические специальности: юридические консультанты (по аналогии с английским термином solicitors), которые были юрисконсультами и не имели права на осуществление адвокатской деятельности, и «адвокаты» (по аналогии с английским термином barristers), которые были уполномочены выступать в суде, а также имели прямые отношения со своими клиентами в отличие от адвокатов в Англии.
Закон от 31 декабря 1990 года объединил два типа юридических профессий в одну, именуемую «адвокаты», которые могли бы продолжать выступать в качестве советников, как прежние «юрисконсульты», а также вести судебную деятельность, как это делали бывшие «адвокаты». С тех пор объем деятельности для адвокатов был еще более расширен, они могут как посредник, защитник, медиатор, арбитр, поверенный (попечитель), лоббист, агент по спорту.
Во Франции насчитывается около 60000 адвокатов (attorneys), распределенных по 182 адвокатским сообществам, и около половины французских адвокатов находятся в Париже.
Что же касается непосредственно вопроса адвокатской тайны г-жа Киффе процитировала статью 2.3 Европейского кодекса поведения, принятого Советом европейских адвокатских сообществ (CCBE), где предусматривается, что: «Обязанность адвоката соблюдать конфиденциальность служит интересам отправления правосудия, а также интересам клиента. Поэтому она имеет право на особую защиту со стороны государства».
Важным отличительным моментом является то, что лицами, связанными адвокатской тайной кроме адвокатов и их помощников, относится также и к сотрудникам юридических фирм. Адвокат несет ответственность за любые нарушения адвокатской тайны со стороны помощников или сотрудников. При этом студенты-юристы, обучающиеся в адвокатской школе, проходящие практику в юридических фирмах, также должны соблюдать адвокатскую тайну.
Далее г-н Филипп Гермес, член Адвокатской коллегии Гамбурга (Германия), продолжил первую сессию с темой «Судебная власть — Адвокат — Клиент».
Красной нитью в выступлении г-на Гермеса были два юридических понятия «конфиденциальность» и «лояльность». Так, под термином «конфиденциальность» понимается строгое сохранение в тайне того, что адвокат узнает от своего клиента в конкретном деле, если клиент не позволяет раскрытие этих сведений, а также право хранить молчание даже перед судом или другими государственными учреждениями.
В продолжении Круглого стола выступил г-н Василий Лукашевич, практикующий юрист, Европейский суд по правам человека. Г-н Лукашевич подробно остановился на теме международных стандартов адвокатской тайны, на источниках правового регулирования по заявленной теме, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская Конвенция по правам человека (1950 г.), Кодекс поведения европейских адвокатов (1988 г.).
Г-н Данияр Канафин, адвокат, член Президиума АГКА, подытожил первую сессию своим выступлением, где подробно осветил участникам актуальные проблемы обеспечения адвокатской тайны в Республике Казахстан, таких как досмотр и изъятие у адвокатов мобильной и компьютерной техники в судах и других государственных органах, случаи вызова адвокатов на допрос по делам их подзащитных, случай обыска в помещении юридической консультации в г. Алматы и другие.
В работе второй рабочей сессии принял участие г-н Том Мак Гонигл, уполномоченный по правам заключенных Северной Ирландии, который осветил ситуацию с защитой адвокатской тайны в тюрьмах Северной Ирландии. Были подробно раскрыты полномочия уполномоченного, которые призваны способствовать защите адвокатской тайны в местах лишения свободы. Также в качестве примеров по заявленной теме г-н Мак Гонигл осветил известные в европейских странах кейсы, такие как дело МакИ и дело Оджалана против Турции.
Далее, г-н Филипп Гермес продолжил свое выступление, дополнив его информацией о свободе адвоката и системе защиты его независимости в Германии.
Вторую рабочую сессию подытожило выступление г-на Нурлана Жазылбекова, адвоката АГКА, на тему «Совершенствование гарантий независимости адвокатуры в Республике Казахстан».
По итогам Круглого стола участники приняли решение о необходимости дальнейшего поступательного укрепления института адвокатской тайны как одной из гарантии адвокатской деятельности в Республике Казахстан.
Организаторами мероприятия выступили Проект Европейского союза «Платформа верховенства права ЕС — Центральная Азия», Алматинская Городская Коллегия адвокатов и Парижская коллегия адвокатов.